© stocking / Фотобанк 123RF.com
Окружные суды разобрали два спорных случая о включении медиков в реестр медработников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (ССВ), предусмотренной постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 г. № 2568. Документ устанавливает ежемесячные выплаты работникам бюджетных организаций здравоохранения, участвующих в базовой либо территориальных программах ОМС. В частности, с требованиями включить их в реестр обратились врач — челюстно-лицевой хирург по оказанию неотложной помощи отделения челюстно-лицевой хирургии и заведующий клинико-диагностической лабораторией — врач клинической лабораторной диагностики (по внутреннему совместительству на 0,25 ставки врача).
Однако в первом случае суды отказали врачу (Определение Седьмого КСОЮ от 19 ноября 2024 г. по делу № 8Г-20256/2024):
- согласно должностной инструкции врач — челюстно-лицевой хирург по оказанию неотложной помощи отделения челюстно-лицевой хирургии оказывает неотложную специализированную стационарную медицинскую помощь по специальности «челюстно-лицевая хирургия», используя современные методы диагностики, лечения, профилактики и реабилитации, разрешенные для применения в медицинской практике, в ситуациях, требующих неотложной медицинской помощи, принимает необходимые меры для устранения жизнеугрожающих состояний. Также Истец в силу занимаемой должности дежурит в больнице и в приемном отделении согласно утвержденному графику,
- при этом согласно паспорту медорганизации, подразделения «Отделение челюстно-лицевой хирургии» и «Приемное отделение» не оказывают первичную медико-санитарную помощь гражданам по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы,
- следовательно, истец не оказывает первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, не относится к категории врачей, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, то есть к лицам, указанным в подп. «б» п. 2 постановления Правительства РФ № 2568, его должностные обязанности, в том числе его дежурство в приемном покое, не предполагают выполнение им работы врача, к которому обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований.
ЗАТО заступились за заведующего лабораторией (Определение Третьего КСОЮ от 18 ноября 2024 г. по делу № 8Г-23057/2024):
- приказом работодателя (ответчика) истец, являющийся заведующим клинико-диагностической лабораторией, также занимает по совместительству должность врача клинической лабораторной диагностики в данной лаборатории, на период отсутствия основного работника. В указанной должности истец работает до настоящего времени, проводит исследования и ежемесячно получает оплату за внутреннее совместительство врача КЛД 0,25 ставки;
- истец имеет высшее образование по специальности: «Медицинская биохимия», квалификацию врача-биохимика, прошел профессиональную переподготовку по специальности «Клиническая лабораторная диагностика». Согласно должностной инструкции заведующего КДЛ — врача КЛД на истца помимо руководства деятельностью лабораторией возложены следующие должностные обязанности: проводит оценку состояния пациента, требующего оказания медицинской помощи в экстренной форме; распознает состояние, представляющее угрозу жизни пациентов, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания)), требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме; оказывает медицинскую помощь в экстренной форме пациентам при состояниях, представляющих угрозу жизни пациентов, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека кровообращения и (или) дыхания); применяет лекарственные препараты и медицинские изделия при оказании медицинской помощи в экстренной форме;
- на истца как заведующего структурным подразделением (лабораторией) медорганизации — врача-специалиста, возложены обязанности по оказанию пациентам больницы медицинской помощи. Согласно представленным в дело отчетам, в 2023 году истцом проведено 86 849 лабораторных тестов, 19 104 пробы, в период с 1 января 2024 г. по 14 февраля 2024 г. проведено 8 156 тестов, 1 935 проб, что опровергает доводы ответчика об отсутствии оснований для признания за ним право на специальную социальную выплату;
- пунктом 4 Разъяснений Минздрава РФ о применении постановления № 2568 установлено, что при осуществлении ССВ в том числе учитывается, что она производится медработникам, указанным в подп. «а», «д» и «з» п. 2 постановления № 2568, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медорганизаций. Ответчик — окружная больница — является единственным многопрофильным лечебно-профилактическим учреждением здравоохранения «больницей», предоставляющим медицинские Услуги жителям города с численностью населения менее 50 тыс. человек, при этом межрайонные (районные) больницы на территории региона отсутствуют по причине малой численности населения, а согласно региональной госпрограмме «Развитие здравоохранения» первичная медико-санитарная помощь населению округа оказывается в поликлинике и детской поликлинике ответчика.