© gioiak2 / Фотобанк 123RF.com
Правонарушители нередко звонят гражданам с подменных номеров, выдавая себя за сотрудников правоохранительных органов. Они вынуждают перевести деньги на «безопасные счета», передать наличные «курьеру» или обещают помочь в закрытии «уголовных дел».
Основной инструмент – психологическое давление и демонстрация фальшивых документов (например, «служебных удостоверений» или «приказов») через мессенджеры. При этом мошенники требуют полного соблюдения конфиденциальности, угрожая «уголовной ответственностью».
Слова и выражения, которые должны насторожить:
- «ФСБ», «МВД», «Следственный комитет»;
- «представитель службы безопасности банка»;
- «безопасный счет»;
- «единый расчетный счет Центрального банка России»;
- «Ваш гражданский долг»;
- «сообщите код из СМС/данные вашей карты/паспорта/СНИЛС»;
- призыв срочно продать Недвижимость или автомобиль.
Чтобы защитить себя и своих близких от мошенников, необходимо помнить о следующем:
- уведомления о статусе подозреваемого или обвиняемого всегда вручаются лично и в письменной форме;
- сотрудники ФСБ России или иных органов никогда не связываются через мессенджеры;
- телефоны доверия органов безопасности предназначены только для приема информации от граждан – можно перезвонить, чтобы уточнить, кто с вами связывался;
- если получили «тревожный звонок» от родственника или друга, удостоверьтесь в его реальности, позвонив этому человеку самостоятельно и задав ему вопросы, ответы на которые не могут знать посторонние люди.
Мошенники используют современные технологии: подмену номеров, изменения голоса и даже видеоизображения. При любом подозрении лучше сразу прекратить разговор. ФСБ России напоминает: по российскому законодательству отказ от перевода денег или от диалога с телефонным «сотрудником» не влечет никакой юридической ответственности.
*