© Elnur / Фотобанк 123RF.com
Правительство РФ определило основные направления госполитики в сфере бухучета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности до 2030 года. Предполагается развитие системы стандартов бухучета и финансовой отчетности, расширение функционала ГИРБО и усовершенствование экономической модели деятельности аудиторских организаций (Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2023 г. № 3386-р).
К 2030 году должно быть завершено принятие базового комплекта федеральных стандартов бухучета. В этот комплект должны войти в т. ч. стандарты бухучета доходов, расходов, биологических активов, финансовых активов и обязательств.
Принятие ФСБУ будет сопровождаться разработкой методического обеспечения возникающих и (или) получающих распространение объектов бухгалтерского учета, в частности, цифровых валют, углеродных единиц и единиц выполнения квот выбросов парниковых газов, деятельности по партнерскому финансированию, информационных ресурсов. Первоначально регулирование бухгалтерского учета таких объектов целесообразно осуществлять путем издания рекомендаций (обобщения лучших практик), следуя которым экономические субъекты получают дополнительные конкурентные преимущества. Обязательные для исполнения стандарты бухгалтерского учета будут устанавливаться на основе анализа применения этих рекомендаций.
С целью совершенствования законодательного обеспечения бухгалтерского учета и финансовой отчетности должны быть уточнены отдельные положения Закона «О бухгалтерском учете» и иных федеральных законов, в частности:
- упорядочено применение понятия «бухгалтерская (финансовая) отчетность», которое должно объединять понятия «бухгалтерская отчетность» и «консолидированная финансовая отчетность» («финансовая отчетность» в случаях, когда организация, обязанная составлять КФО, не создает группу). В контексте этого необходимо рассмотреть целесообразность включения норм Закона «О консолидированной финансовой отчетности» в Закон «О бухгалтерском учете»;
- введено понятие «профессиональное суждение лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета», и определена его роль в разработке учетной политики экономического субъекта;
- закреплено право микропредприятий (за исключением финансовых организаций) и ИП вести бухгалтерский учет без применения двойной записи (по простой системе);
- установлены правила признания внешних документов первичными учетными документами, определен порядок разработки электронных форматов документов бухгалтерского учета и хранения электронных документов бухгалтерского учета;
- уточнены нормы об инвентаризации активов и обязательств организаций, а также о составлении финансовой отчетности при преобразовании организаций;
- введено обязательное составление промежуточной финансовой отчетности как минимум за первое полугодие организациями, финансовая отчетность которых подлежит обязательному аудиту;
- введен отложенный (не менее года после принятия) порядок вступления в силу стандартов бухгалтерского учета для обязательного применения.
Для развития ГИРБО планируется расширить его наполнение за счет включения консолидированной финансовой отчетности организаций, информации об устойчивости, а также промежуточной финансовой отчетности. Необходимо расширить перечень инструментов контроля качества отчетности, включаемой в этот информационный ресурс.
Предлагается ввести мораторий на существенные изменения модели регулирования и контроля аудиторской деятельности, сформировать практику оказания таких услуг, как консультирование в случаях выпуска ценных бумаг и финансовых инструментов в иностранных юрисдикциях, по вопросам корпоративного управления зарубежными активами, налогового и бухгалтерского сопровождения зарубежных активов, контролируемых иностранных инвестиций, международного права и права отдельных иностранных юрисдикций.