© lchumpitaz / Фотобанк 123RF.com
Четвертый год работает национальная система прослеживаемости товаров. На организации, осуществляющие операции с прослеживаемыми товарами, НК РФ возложил обязанность представлять в налоговый орган отчеты о таких операциях и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости (Проект Федерального закона (подготовлен Минфином 25 октября 2024 г.)).
Несмотря на то, что необходимость предоставления отчетов по прослеживаемым товарам предусмотрена непосредственно НК РФ, и налоговые органы осуществляют прием и обработку этой информации, законодательство о национальной системе прослеживаемости товаров не относится к законодательству о налогах и сборах. Непредставление отчета, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, не оказывает прямого или косвенного влияния на уплату налогов и сборов.
Таким образом, непредставление отчета и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, не является налоговым правонарушением. Поэтому нормы ст. 126 и 126.1 НК РФ, предусматривающие ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, не распространяются на правонарушения в части непредставления отчетности по прослеживаемым товарам.
А потому почти сразу после старта системы прослеживаемости – в июле 2021 года – Минфин подготовил проект поправок в КоАП РФ, предусматривающий ответственность за нарушения законодательства о национальной системе прослеживаемости, в том числе за несвоевременное представление в налоговый орган отчета, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости.
Был установлен и годичный переходный период – планировалось, что штрафовать будут за нарушения, допущенные после 1 июля 2022 г. Однако позднее было предложено перенести срок вступления поправок в КоАП на 1 января 2024 г. Впоследствии финансовое ведомство разработало второй, а еще год спустя и третий проекты изменений, существенно увеличив размер штрафа (сравнительную таблицу можно посмотреть здесь). Однако ни один вариант поправок так и не был реализован.
И вот Минфин в четвертый раз инициирует введение в КоАП новых статей, предусматривающих меру ответственности за нарушения, связанные с прослеживаемостью товаров.
Вид нарушения
Размер штрафа
Примечание
Непредставление или несвоевременное представление отчета об операциях с прослеживаемыми товарами либо документов с реквизитами прослеживаемости
1 000 рублей
за каждый документ
Неотражение или неполное указание реквизитов прослеживаемости в счетах-фактурах и УПД
от 1 000
до 100 000 рублей
Основание для освобождения от ответственности:
внесение исправлений в счета-фактуры, / УПД (указание полных, неискаженных реквизитов прослеживаемости) до истребования документов для камеральной проверки
Искажение реквизитов прослеживаемости в отчете об операциях с прослеживаемыми товарами при наличии в счетах-фактурах и УПД правильных реквизитов
1 000 рублей
Основание для освобождения от ответственности – соблюдение одновременно двух условий:
1) на дату представления в налоговый орган корректировочного отчета об операциях с ТПП с указанием неискаженных реквизитов прослеживаемости инспекторы не выявили административное Правонарушение данное нарушение;
2) представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения
Представление счета-фактуры и УПД не в электронном виде
1 000 рублей
Как пояснили разработчики проекта, размеры предлагаемых штрафов соразмерны санкциям за непредставление или несвоевременное представление налоговой отчетности.
Новые нормы планируется ввести в действие с 1 января 2026 года.
Также Минфин России напомнил, что в целях исполнения обязанности по представлению документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, каждый участник оборота товаров вправе использовать сервис проверки товаров, подлежащих прослеживаемости, расположенный в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте ФНС России, что исключает формальный подход при проверке документов, содержащих реквизиты прослеживаемости.