Главная / Государство / Особенности защиты брендов от плагиата: примеры из практики и разъяснения ФНП
Удостоверяющий центр

Особенности защиты брендов от плагиата: примеры из практики и разъяснения ФНП

Особенности защиты брендов от плагиата: примеры из практики и разъяснения ФНП

© djv / Фотобанк Фотодженика

На российском рынке появляются все новые бренды и товары: только за два месяца 2022 года в Роспатент, по информации ведомства, было подано почти 15 тыс. заявок на товарные знаки, а в прошлом году их количество превысило 100 тыс. Зарегистрированный логотип или название продукта могут претендовать на правовую охрану, однако недобросовестные предприниматели нередко используют чужие имена и элементы фирменного стиля на своих вывесках, товарах и в рекламных материалах. Где грань между «вдохновился» и «присвоил», как нотариус помогает владельцам компаний защитить свои права и что грозит нарушителям, рассказали1 в ФНП.

Всего по состоянию на 1 мая 2022 года в России зарегистрировано более 770 тыс. товарных знаков – это средства индивидуализации, и они являются такой же интеллектуальной собственностью, как произведения науки, литературы и искусства, программы для ЭВМ, изобретения, технологии производств и т. д. В ходе экспертизы отсеиваются варианты, дублирующие или сильно напоминающие уже зарегистрированные бренды, вместе с тем не всегда совпадения пресекаются при регистрации, ведь ее может просто не быть. Особо находчивые игроки рынка копируют чужие товарные знаки – или слегка их видоизменяют – и используют в своих целях без всяких формальностей. Даже если нарушителя ловят за руку, не факт, что он раскается и добровольно перестанет посягать на чужую интеллектуальную собственность: зачастую реальному владельцу товарного знака приходится защищать свои права в суде, а исход дела во многом зависит от того, как собраны и оформлены доказательства. Так, если просто показать фотографию, например, вывески с украденным названием, могут возникнуть вопросы: когда, где и как был сделан снимок, не был ли он подвержен обработке. Другое дело – если вывеску осмотрел нотариус, протокол которого обладает повышенной доказательной силой и гарантированно будет принят судом к рассмотрению, даже если к этому моменту плагиатор скроет все следы нарушений. Нередко обратиться за обеспечением доказательств именно к нотариусу советуют адвокаты и даже судьи – как правило, это помогает истцу защитить свои интересы и выиграть дело.

Пример из практики: в нотариальную контору в Москве обратился ИП, который производит и поставляет в кафе пирожные без сахара. Заявитель обнаружил, что некое ООО незаконно использует его товарный знак, и попросил зафиксировать данный факт. Нотариус осмотрел сайт конкурента, сделал скриншоты, составил протокол, что помогло предпринимателю выиграть суд. Нотариусы рассказывают, что подобных запросов – довольно много. Люди организовывают небольшой бизнес в социальных сетях или на торговых площадках, продают контрафакт по заниженной цене и думают, что корпорациям не до них. Однако зачастую крупные компании оперативно вычисляют такие вещи и реагируют на них, даже если речь идет об очень маленьких объемах продаж.

В палате обращают внимание на то, что нарушением является использование не только тождественного товарного знака, но и схожего до степени смешения: похожими могут быть текст, стиль, графические элементы. При этом у товарного знака может быть охраняемая и неохраняемые части. То есть, например, рисунок из определенного логотипа копировать нельзя, а текст – можно. Важным фактором является сфера деятельности: если один и тот же товарный знак используют компании одной категории, допустим, салоны красоты, – тут явное нарушение. Если же одинаковые названия носят магазин сантехники и блог про бабочек – это, скорее всего, проблем не вызовет. Также отмечается, что в действующем законодательстве отсутствуют единые параметры и четкая граница между «плагиатом» и «вариацией на тему». В каждом конкретном случае решение принимает суд с учетом совокупности факторов – он может делать это самостоятельно или привлекать лицензированные экспертные организации. В любом случае для полной картины требуются подробные и корректно собранные доказательства: эту часть подготовки к разбирательству разумнее всего доверить нотариусу. При обеспечении доказательств нотариус последовательно описывает буквально каждый свой шаг и логику процесса. Структурированный и всеобъемлющий протокол, в свою очередь, помогает компетентным органам быстро вникнуть в суть дела и сократить сроки его рассмотрения.

Что может грозить плагиаторам и тем, кто промышляет контрафактом? Первое и самое очевидное – судебный запрет на использование «украденного» знака – в том числе в доменном имени. Товары, на которых такой знак размещен, признаются контрафактом и изымаются из оборота. Кроме того, истец может запросить компенсацию от 10 тыс. до 5 млн руб. – точную сумму определяет суд. Также пострадавшая сторона имеет право требовать возмещения убытков – здесь суммы не ограничены, но их нужно обосновать документами и четкими расчетами. Может дойти и до ликвидации компании-нарушителя. Суд принимает такое решение только по обращению прокуратуры – в том случае, когда организация совершила грубое нарушение или уже привлекалась за подобные злодеяния. Также в соответствии с законом может применяться административная (ст. 7.12 КоАП РФ) и даже уголовная ответственность с лишением свободы на срок от двух до шести лет (ст. 146 Уголовного кодекса).

_____________________________

1 С информацией можно ознакомиться на официальном сайте ФНП (https://notariat.ru/ru-ru/news/kontrolnaya-zakupka-i-pirozhnye-s-benzinom-kak-zashitit-svoj-brend-i-tovary-ot-plagiata-2205).

Источник: garant.ru

Смотрите также

Розничный интернет-магазин: подтверждаем нулевой НДС по экспорту

© leeser / Фотобанк Фотодженика Представления в налоговые органы договоров розничной купли-продажи товаров через интернет-магазин …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.