© Aleksandr7474 / Фотобанк Фотодженика
Правительство РФ внесло в Госдуму обширный проект поправок в налоговое законодательство в рамках формирования параметров федерального бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов. Предполагается, что изменения вступят в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования соответствующего закона, за исключением некоторых положений, для которых установлены иные сроки вступления.
Так, законопроектом № 448566-8 предусматриваются изменения в части НДС, касающиеся порядка исчисления налога по договорам поручения, комиссии, агентским договорам, заключенным с физлицами, не являющимися плательщиками НДС, при реализации им товаров хозяйствующими субъектами государств-членов ЕАЭС. В данном случае предлагается возложить обязанность по исчислению и уплате НДС при ввозе товаров на территорию РФ с территории государств-членов ЕАЭС на организации – посредники.
В части акцизов законопроектом предусматривается увеличение с 1 мая 2024 года размера ставок на отдельные виды алкогольной продукции, такие как виноградное и плодовое сусло, плодовые сброженные материалы, вино наливом (виноматериалы), кроме крепленого вина наливом (виноматериалов), вина (за исключением крепленых (ликерных) вин), плодовую алкогольную продукцию, игристые вина, винные и виноградосодержащие напитки и другие, а также дальнейшую их индексацию на 2025 – 2026 годы. Помимо этого, планируется установить сопоставимые ставки акциза на винные (виноградосодержащие) напитки и на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 18% включительно.
Также увеличение ставок планируется и по НДПИ при добыче газа горючего природного на период с 1 августа 2024 года до 31 декабря 2026 года включительно в целях изъятия в пользу федерального бюджета дополнительных доходов, возникающих у налогоплательщиков в результате опережающей индексации оптовых цен на газ. Кроме того, предлагается зачислять в полном объеме в федеральный бюджет суммы налога на прибыль, исчисленные с прибыли, полученной от реализации налогоплательщиками акций (долей участия в уставном капитале) дочерних организаций, осуществляющих экспорт природного газа в сжиженном состоянии.
Часть поправок касается особенностей налогообложения доходов, выплачиваемых иностранным компаниям, расположенными в иностранных государствах, в отношении которых ранее применялось освобождение от налогообложения у источника или пониженная ставка налога у источника. В связи с приостановлением действия отдельных положений международных договоров (подп. 2 п. 3 Указа Президента РФ от 8 августа 2023 г. № 585), предлагается установить освобождение от налогообложения налогом на прибыль или пониженные ставки налога на прибыль для следующих доходов:
- процентных доходов, выплачиваемых экспортно-кредитным агентствам, организациям, осуществляющим банковскую деятельность в соответствии с личным законом;
- доходов по договорам лизинга воздушных судов (включая вспомогательные силовые установки или авиационные двигатели), заключенным до 5 марта 2022 года;
- доходов по договорам об урегулировании страховых или претензионных требований, связанных с заключенными с иностранными компаниями – лизингодателями до 5 марта 2022 года договорами аренды (лизинга) воздушных судов, включая вспомогательные силовые установки или авиационные двигатели, при условии, что такие договоры предусматривают переход права собственности к российской организации, не являющейся взаимозависимой с указанными иностранными организациями;
- выплаты за предоставление права на трансляцию ведущих международных и иностранных спортивных событий, а также права пользования международным развлекательным и спортивным контентом;
- лицензионные платежи по действующим лицензионным договорам за предоставление права пользования программным обеспечением и иными нематериальными активами, не имеющими аналогов на российском рынке;
- доходы от реализации морских судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов и находящихся на территории РФ.
Льготный порядок предлагается разрешить применять только при условии подтверждения наличия у иностранных организаций фактического права на получаемый доход и подтверждения факта отсутствия взаимозависимости между российской организацией, выплачивающей доход и иностранном организацией – получателем дохода.