studiostoks/ Depositphotos.com |
В конце сентября Минцифры России представило проекты индикаторов риска нарушения для двух видов надзора – надзора за СМИ и надзора за распространением информации в сети (Проекты Приказов Минцифры России).
В обоих случаях одним из индикаторов предложено считать «двукратное увеличение количества поступающих обращений (заявлений) о возможных нарушениях в деятельности объектов контроля по отношению к предыдущему году».
Напомним, что индикатор риска – это соответствие или отклонение от неких параметров, которые сами по себе не являются нарушениями, но с высокой степенью вероятности о них свидетельствуют, причем наличие индикатора – это основание для внепланового надзорного мероприятия.
Таким образом, в качестве индикатора риска нарушения требований предложено такое обстоятельство, которое:
- находится абсолютно вне контроля поднадзорного СМИ и лица, которое распространяет информацию в сети Интернет;
- подлинность которого очень сложно проверить (нужно знать не только общее количество обращений в Роскомнадзор в двух календарных годах, но иметь в распоряжении их текст);
- может быть легко «смодерирована» конкурентами;
- и которое, в некоторых случаях, может свидетельствовать, скорее, о профессиональном успехе поднадзорного лица, поскольку сложно представить массовые жалобы на такое СМИ, которое не взрывает эфир резонансными материалами.
Представляется, что применение этого индикатора риска в столь чувствительных сферах, охраняемых конституционным правом на свободу массовой информации, может привести к интересным результатам.
Среди других предложенных индикаторов риска:
- привлечение поднадзорного лица к административной ответственности (для обоих видов надзора);
- отсутствие желаемой Минцифры России реакции на предостережение – а именно, если в течение года после предостережения поднадзорное лицо не представило по нему отдельное «уведомление о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований». И это при том, что Закон о госконтроле не предусматривает никакого уведомления об исполнении предостережения, разрешает возражать на это предостережение и отдельно запрещает требовать от поднадзорного лица представить надзорному органу какие-либо сведения и документы в связи с получением предостережения (этот индикатор предложен для надзора за СМИ);
- поступление трех и более обращений по поводу данного СМИ в течение года, содержащих информацию о возможном нарушении обязательных требований, при том, что каждое такое обращение Роскомнадзор обязан проверить, и если факты предварительно подтвердятся, – обязан провести самостоятельные внеплановые проверки СМИ (индикатор предложен для надзора за СМИ).
Источник: garant.ru