© TopVector / Фотобанк Фотодженика
Законопроект с поправками в ст. 29 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» был внесен в Госдуму 28 сентября 2023 года.
Если документ примут, то Потребитель образовательных или информационно-консультационных услуг ненадлежащего качества сможет требовать возврат денежных средств в полном объеме. Действие нормы не будет распространяться на образовательные организации, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с образовательными стандартами.
Цель законопроекта – защита прав потребителей различных онлайн-курсов («бизнес-тренингов», «мотивационных курсов», «массовых тренингов личностного развития», так называемых «марафонов желаний» и «дарящих осознанность» курсов).
По информации, представленной в пояснительной записке, российский рынок онлайн-курсов может достигать 100 млрд руб. и постоянно растет (и количество потребителей, и курсов). Согласно социологическим опросам, 45% опрошенных граждан России знают о тренингах личностного роста, 18% слышали скорее отрицательные отзывы об этих курсах.
Зачастую с потребителями таких курсов оформляются договоры об оказании информационно-консультационных услуг, которые не регулируются законодательством об образовании. При этом они могут заявляться именно как образовательные (хотя таковыми не являются) и стоить дорого. Некоторые из них оказываются некачественными или даже мошенническими. Авторы законопроекта отмечают, что если онлайн-курс не несет образовательной ценности, его реклама не соответствует содержанию и заведомо не приносят заявленных образовательных результатов, потребитель должен иметь возможность вернуть свои деньги.
Предполагается, что это укрепит доверие потребителей к индустрии онлайн-образования и стимулирует создателей онлайн-курсов повышать качество своих продуктов, а добросовестных преподавателей и образовательные платформы избавит от нечестной
конкуренции.
Правила определения ненадлежащего качества таких услуг будут устанавливаться Правительством РФ. В качестве примеров критериев качества авторы предлагают: несоответствие полученных знаний обещанном результату, плагиат, большое количество жалоб и судебных исков от потребителей услуг к конкретной организации.
В случае принятия законопроекта он вступит в силу со дня официального опубликования.
_____________________________
1 С текстом законопроекта № 447789-8 «О внесении изменений в статью 29 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.