© mackoflower / Фотобанк 123RF.com
Занижение налогоплательщиками суммы налогов к уплате посредством «дробления бизнеса» представляет собой один из способов неправомерной неуплаты налогов, противоправность которого следует из п. 1 ст. 54.1 НК РФ. При проведении налоговых проверок и выявлении такого способа уклонения от уплаты налогов налоговые органы руководствуются (Письмо ФНС России от 9 августа 2024 г. № СД-4-7/9113):
— общими подходами к доказыванию наличия признаков «дробления бизнеса» в действиях налогоплательщиков, основанными на анализе судебной практики, изложенными в обзорах судебной практики (письма ФНС России от 16.07.2024 № БВ-4-7/8051@, от 11 августа 2017 г. № СА-4-7/15895@), в разъяснениях о применении положений ст. 54.1 НК РФ (письмо ФНС России от 10 марта 2021 г. № БВ-4-7/3060@);
- актуальными правовыми позициями Верховного Суда РФ, отраженными в пунктах 11 — 14 Обзора практики, утвержденного Президиумом ВС РФ 13 декабря 2023 г., п. 4 Обзора практики, утвержденного Президиумом ВС РФ 4 июля 2018 г.;
- складывающейся на основе данных подходов судебной практикой разрешения налоговых споров арбитражными судами.
К доказательствам, свидетельствующим о том, что от имени нескольких формально самостоятельных субъектов ведется организационно единая деятельность, координируемая одними и теми же лицами, могут относиться:
- общность учредителей и (или) руководителей организаций, работников;
- единство кадровой политики;
- ведение бухучета одним и тем же лицом;
- совпадение IP-адресов;
- общность доступа к распоряжению и управлению движением денежных средств;
- совпадение адреса местонахождения;
- общность средств связи и идентификации, контрагентов, представителей, материально-технических ресурсов;
- несение расходов участниками схемы друг за друга;
- признаки формального документооборота.
Однако эти признаки не являются исчерпывающими. Учитываются фактические обстоятельства деятельности группы формально самостоятельных лиц в каждом конкретном случае. При этом налогоплательщик вправе опровергнуть выводы налогового органа, представив доказательства ведения участниками группы самостоятельной деятельности в организационном, финансовом и других ее аспектах и наличия разумных экономических причин выбора соответствующей структуры бизнеса.