© korawat / Фотобанк Фотодженика
Конституционный Суд РФ рассмотрел вопрос о конституционности п. 9 и 11 ст. 61.11 Закона о банкротстве, посвященных основаниям и объему субсидиарной ответственности контролирующего должника лица. Поводом для этого послужило обращение гражданки — единственного участника и руководителя ООО, с которой по требованию налогового органа была взыскана сумма задолженности общества по налогам, а также соответствующие пени и Штраф.
По мнению заявительницы, взыскание с контролирующего должника лица в субсидиарном порядке налоговых штрафов нарушает принцип индивидуализации юридической ответственности, поскольку позволяет переложить санкцию, назначенную организации, на физическое лицо.
По результатам рассмотрения дела КС РФ пришел к выводу, что п. 11 ст. 61.11 Закона о банкротстве не противоречит Конституции РФ, так как не предполагает взыскания с контролирующих лиц сумм штрафов за налоговые правонарушения, наложенных на организацию-налогоплательщика (Постановление Конституционного Суда РФ от 30 октября 2023 г. № 50-П). Аналогичная правовая позиция ранее была сформулирована КС РФ применительно к случаям возмещения руководителями и бухгалтерами организаций вреда, причиненного бюджетной системе в результате совершения налоговых преступлений (Постановление от 08.12.2017 № 39-П). Как разъяснил КС РФ, соответствующий подход подлежит применению и при рассмотрении вопроса о субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц.
Производство по делу в части проверки конституционности п. 9 ст. 61.11 Закона о банкротстве КС РФ прекратил. Оспаривая эту норму, заявительница указывала на то, что она позволяет суду привлечь контролирующее лицо к субсидиарной ответственности исключительно на основании решения налогового органа, вынесенного в отношении организации-должника, без проверки фактических обстоятельств дела и без исследования доводов и доказательств, представленных контролирующим лицом.
В этой части КС РФ указал, что в настоящее время законодательство и судебная практика, с учетом ранее сформулированных КС РФ правовых позиций (в частности, Постановления от 16.11.2021 № 49-П), обеспечивают надлежащий механизм защиты интересов контролирующего лица. Такое лицо вправе участвовать в рассмотрении вопросов, решение которых может повлиять на привлечение его к ответственности и на ее размер, а также обжаловать принятые по данным вопросам судебные акты. Таким образом, при рассмотрении соответствующих дел судом учитываются все фактические обстоятельства, в том числе доводы, приведенные контролирующим лицом, а размер ответственности устанавливается только при наличии вины, доказанной причинно-следственной связи между банкротством должника и поведением контролирующего лица, а также с учетом его последующего поведения, способствующего наполнению конкурсной массы.