© photodee / Фотобанк 123RF.com
В районном суде рассматривался административный Иск об оспаривании пункта правил внутреннего распорядка школы (ответчиками выступали школа и директор школы, дело рассматривалось по правилам главы 22 КАС РФ). Спорный пункт обязывал всех учеников школы перед началом урока (занятия) оставлять личные мобильные устройства (в том числе умные часы) в специально отведенном месте (контейнере/коробке)(Решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 13 июня 2024 г. по делу № 02а-0699/2024).
По мнению истца (родитель ученицы данной школы), спорный пункт правил внутреннего распорядка необоснованно нарушает права и свободы административного истца и его ребенка, поскольку временное изъятие телефонов у детей законодательством РФ не предусмотрено:
- п. 4.1 ч. 1 ст. 43 Закона об образовании запрещает использовать средства подвижной радиотелефонной связи во время проведения учебных занятий в школе, за исключением экстренных случаев,
- однако под использованием средств подвижной радиотелефонной связи, согласно п. 32 ст. 2 Закона о связи, следует понимать (по мнению истца) прием, обработку, хранение и передачу сообщений электросвязи, а также использование контентных услуг,
- а это значит, что хранение телефона в кармане, в рюкзаке или даже на парте не является его использованием и не подпадает под запрет, установленный Законом об образовании,
- таким образом, Закон об образовании не возлагает на учащихся обязанности оставлять перед началом урока личные мобильные устройства в контейнере, следовательно, спорный пункт правил распорядка противоречит законодательству,
- к тому же ограничивает права истца и его дочери, а именно Право собственности на имущество, ведь согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Однако суд счел, что оснований для удовлетворения иска нет:
- п. 4.1 ч. 1 ст. 43 Закона об образовании запрещает ученикам использовать средства подвижной радиотелефонной связи во время проведения учебных занятий в школе,
- порядок исполнения этого запрета регламентируется локальными нормативными актами школы, поскольку законодатель наделил образовательную организацию правом самостоятельной организации образовательного процесса;
- Процедура принятия спорных правил распорядка соответствует требованиям Закона об образовании (спорный пункт одобрен Управляющим советом школы),
- к тому же конкретно для ребенка истца школой было сделано исключение — директор разрешила девочке самостоятельно принимать решение о том, сдавать телефон или нет;
- таким образом, никакие права истца или ребенка нарушены не были, а именно нарушение прав и свобод гражданина, обратившегося в суд за защитой своих прав, является необходимым условием для удовлетворения его административного искового заявления.