© pressmaster / Фотобанк 123RF.com
Гражданин, пострадавший в ДТП, потребовал от государственной поликлиники провести в его отношении экспертизу временной нетрудоспособности и определить период временной нетрудоспособности. Полученный таким образом документ он рассчитывал предъявить в страховую компанию и получить в связи с этим страховую выплату в рамках ОСАГО. Медицинской организацией в проведении экспертизы временной нетрудоспособности ему было отказано на том основании, что на момент получения травмы он являлся безработным, при этом поликлиника сослалась на п. 1 Условий и порядка формирования листков нетрудоспособности, утв. приказом Минздрава России от 23 ноября 2021 г. № 1089н (далее – Порядок № 1089н), поскольку в нем перечислены лица, которым можно выдавать больничный листок – это лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а безработные граждане в нем не поименованы (Решение Верховного Суда РФ от 18 сентября 2024 г. № АКПИ24-610).
По мнению гражданина, этот п. 1 Порядка № 1089н противоречит ст. 59 Закона об основах охраны здоровья граждан, поскольку данная статья посвящена проведению экспертизы временной нетрудоспособности, и она, во-первых, не запрещает проводить такую экспертизу в отношении безработных, а во-вторых, не наделяет Минздрав России правом ограничивать круг лиц, в отношении которых проводится указанная Экспертиза.
Однако, по мнению Верховного Суда РФ, спорный п. 1 Порядка № 1089н актам более высокого уровня не противоречит:
- что касается кажущегося противоречия п. 1 Порядка № 1089н положениям ст. 59 Закона об основах охраны здоровья граждан, то данная статья определяет общие правила проведения экспертизы временной нетрудоспособности граждан как исследования, направленного на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую деятельность. Кроме того, указанная статья устанавливает цели проведения экспертизы временной нетрудоспособности – это определение способности работника осуществлять трудовую деятельность, необходимости и сроков временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, а также принятие решения о направлении гражданина на медико-социальную экспертизу. А правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством урегулированы именно об обязательном социальном страховании (часть 1 статьи 1);
- согласно части 6 статьи 13 Закона № 255-ФЗ об обязательном соцстраховании, листок нетрудоспособности, сформированный в медорганизации, является основанием для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а условия и порядок формирования этих листков устанавливаются Минздравом России;
- при этом спорный п. 1 Порядка № 1089н перечисляет категории граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, которым выдается листок нетрудоспособности, и эти категории целиком соответствуют тем категориям застрахованных лиц, что перечислены в ст. 2 Закона № 255-ФЗ об обязательном соцстраховании, а вводить новые категории (не предусмотренные Законом № 255-ФЗ) Порядок № 1089н не может.