© vizafoto / Фотобанк 123RF.com
Как мы уже отмечали ранее, Контрольные соотношения к бухгалтерской / бюджетной отчетности не содержат таблиц допустимости применения тех или иных кодов бюджетной классификации (КБК) в конкретных номерах счетов учета расчетов. Вместе с тем такая информация очень востребована, ведь как показал анализ бюджетной отчетности и бухгалтерской отчетности бюджетных / автономных учреждений, немало ошибок в ней связано с некорректным применением КБК при формировании номеров счетов. В итоге пользователи отчетности не могут верно ее «прочитать» и понять, по каким именно направлениям сформировалась та или иная задолженность, то есть не достигается цель составления отчетности. А ведь это очень важно для принятия управленческих решений и анализа структуры задолженности (Информация Федерального казначейства от 24 октября 2024 г. (размещена на официальном сайте)).
Конечно, основные правила формирования номеров счетов установлены Инструкцией № 157н, а также Инструкциями по учету № 162н, 174н, 183н. Но есть немало нюансов при выборе кодов, которые содержатся в Порядке № 82н. Понимая всю важность достоверного раскрытия информации по задолженности, которое позволит соотнести показатели с конкретными видами расходов, кодами доходов или источниками, Казначейство России подготовило долгожданный информационный материал – Справочник по счетам учета расчетов в увязке с аналитическими кодами видов расходов, подвидов доходов и источников финансирования дефицитов бюджетов. Он размещен на официальном сайте ведомства в разделе Документы / Учет и отчетность / Альбомы контрольных соотношений для отчетности за 9 месяцев 2024 г. (https://roskazna.gov.ru/dokumenty/byudzhetnyy-uchet-i-otchetnost/).
В Справочнике указаны правила формирования номеров счетов для учета дебиторской и кредиторской задолженности. Учтены особенности не только в зависимости от типа учреждения: казенные, бюджетные и автономные, а также внебюджетные фонды, но и от уровня бюджета.
Во-первых, в Справочнике содержится информация, какие коды счетов могут применять разные типы учреждения с учетом уровня бюджета, в формате «ДА/НЕТ».
Во-вторых, в таблице указано, какую классификацию (составные ее части) необходимо выбрать субъекту отчетности при формировании 1 – 17 разрядов номера счета: классификацию доходов бюджетов, расходов бюджетов или источников финансирования дефицита бюджета.
Кроме того, для каждого счета выбраны аналитические коды, которые допускается указывать в 15 – 17 разрядах номеров счетов учета расчетов. код аналитической группы подвида доходов – АнКВД, КВР или код аналитической группы вида источника финансирования дефицита бюджета.
Немаловажно и указание кода вида финансового обеспечения (деятельности) по каждому счету – КФО.
Коллегами из Федерального казначейства проведен детальный анализ, и итоговый документ – Справочник счетов в разрезе КФО и КБК в разрезе уровней бюджетов и типов учреждений – должен стать важным инструментом и помощником в работе каждого бухгалтера и финансиста организации бюджетной сферы. Например, бюджетные и автономные учреждения могут сопоставить свои учетные данные с правилами, сформированными Федеральным казначейством и предложенными в Справочнике. Достаточно проанализировать графу «АУБУ» по конкретному КФО и уровню бюджета. В графах с пометкой «ФБ» содержится информация для учреждений федерального уровня, а региональным учреждениям нужно искать пометку БС – «бюджет субъекта». Например, в графе «4АУБУКБС» содержится информация для региональных и муниципальных бюджетных и автономных учреждений в части деятельности по выполнению задания по КФО 4.
Основное назначение данного Справочника – проверить с его помощью Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169, 0503769, 0503369). Но не следует забывать, что Справочник не является нормативным актом, и если в нем на сегодняшний день что-то не учтено, это не повод впадать в панику и править ошибку, хотя такой вариант развития событий не исключен, и ошибка в применении КБК будет выявлена благодаря Справочнику. Несомненно, отсутствие увязок КБК и счета в Справочнике – повод задуматься, провести анализ, удостоверится в своей правоте и подготовить предложения для корректировки данного Справочника, обратившись в финорган публично-правового образования или к ГРБС / учредителю, то есть к вышестоящему субъекту консолидированной отчетности. А поскольку срок составления годовой отчетности приближается, самое время воспользоваться подсказкой Казначейства России и своевременно предотвратить возможные вопросы к применению КБК по итогам года.