© IgorVetushko/ Фотобанк Фотодженика |
ФНС направляет для ознакомления информацию об определениях Верховного Суда РФ по спорам, касающимся объектов налогообложения по налогу на имущество организаций (в отношении объектов электроэнергетики). Всего в письме приведено 13 определений ВС РФ за 2021 — 2023 гг. Отметим, что позиция ВС РФ о разграничении в целях налогообложения движимого и недвижимого имущества не претерпела существенных изменений (Письмо ФНС России от 29 января 2024 г. № БС-4-21/827@).
В частности, ВС РФ напоминает, что сами по себе критерии прочной связи вещи с землей, невозможности раздела вещи в натуре без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения, а также соединения вещей для использования по общему назначению в сложную вещь, используемые гражданским законодательством, не позволяют однозначно решить вопрос о праве налогоплательщиков на применение рассматриваемой льготы (освобождение движимого имущества от налогообложения), поскольку эти критерии не позволяют разграничить инвестиции в обновление производственного оборудования и создание некапитальных сооружений от инвестиций в создание (улучшение) объектов недвижимости — зданий и капитальных сооружений. В обоих случаях приобретаемые налогоплательщиком активы до окончания монтажа не имеют прочной связи с землей, а после начала эксплуатации — могут образовывать сложную вещь с объектом недвижимости, разделение которой без разрушения или повреждения становится невозможным или экономически нецелесообразным.
Наличие (отсутствие) сведений об объекте основных средств в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеет доказательное значение для целей применения льготы, но также не может использоваться в качестве безусловного критерия для оценки правомерности ее применения. Это объясняется тем, что вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый п. 1 ст. 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй п. 1 ст. 130 ГК РФ). Государственная регистрация права на вещь устанавливается в целях обеспечения стабильности гражданского оборота и не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости, о чем указано в п. 38 постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. № 25.
С учетом изложенного, принимая во внимание установленное Налогового Кодекса Российской Федерации требование формальной определенности налоговых норм, Судебная коллегия ВС РФ исходит из необходимости использования в данном случае установленных в бухгалтерском учете формализованных критериев признания имущества налогоплательщика (движимого и недвижимого) в качестве соответствующих объектов основных средств. Основой классификации объектов ОС в бухгалтерском учете выступает ОКОФ. По этой классификации оборудование не относится к зданиям и сооружениям, формируя самостоятельную группу ОС, за исключением прямо предусмотренных в классификаторах случаев, когда отдельные объекты признаются неотъемлемой частью зданий и включаются в их состав (например, коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации; оборудование встроенных котельных установок, водо-, газо- и теплопроводные устройства, а также устройства канализации).
Соответственно, по общему правилу, исключения из объекта налогообложения применимы к машинам и оборудованию, выступавшим движимым имуществом при их приобретении и правомерно принятым на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, а не в качестве составных частей капитальных сооружений и зданий.
Данная правовая позиция ранее была высказана СКЭС ВС РФ в определении от 12 июня 2019 г. № 307-ЭС19-5241 и в целях обеспечения единообразия судебной практики включена в Обзор судебной практики ВС РФ № 4 (2019).
Источник: garant.ru