Главная / Государство / Ни воды напиться, ни рыбу половить: экологическое преступление на Каме
Контур – экосистема продуктов для бизнеса

Ни воды напиться, ни рыбу половить: экологическое преступление на Каме

Ни воды напиться, ни рыбу половить: экологическое преступление на Каме

Река Кама в ближайшее время может стать непригодной для водозабора питьевой воды и разведения рыбы. На крупнейшем притоке Волги — экологическая катастрофа: управление Росприроднадзора по Пермскому краю и Березниковская межрайонная экологическая Прокуратура расследуют масштабное загрязнение Камы содовым заводом.

 

На днях экологи Общероссийской общественной организации «Зелёный патруль» совместно с Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой провели исследование места загрязнения. Эксперты увидели жутковатую картину: вокруг места сброса жидких отходов производства в городе Березники в Каму выливались в большом количестве токсичные отходы. Вода в реке была ржавого цвета. Хвоя на соснах, которые росли на побережье, была такого же странного цвета.

 

Вода в районе сброса хлоридов АО «БСЗ».

 

Хвойные деревья в районе сброса отходов химического производства содового завода.

«Нами было зафиксировано: излив щелочных жидких отходов через сбросную трубу; три ручья из-под северной дамбы шламонакопителя на место водозабора для питьевой воды в районе реки Толыч возле г.Березники. Учитывая тот факт, что сброс отходов производства происходит в пойму реки Толыч, перед местом впадения в р. Каму, упомянутая труба не может иметь разрешительных документов и лимитов на сброс. Таким образом, речь идёт об экологическом преступлении», — сообщил «НИ» Эксперт общественной организации «Зеленый патруль» Дмитрий Левашов.

 

Забор воды в районе экологической катастрофы показал превышение допустимых норм загрязнения более, чем в 10 раз.

«Когда мы прибыли на место, увидели, что из емкости для жидких отходов производства – шламонакопителя – вытекает жидкость. Мы измерили уровень кислотности воды. Он соответствовал уровню кислотности шламов, то есть тех химических отходов, которые были в резервуаре для их хранения. Мы взяли пробы воды для более точного анализа. До этого, в июле поступали сигналы о масштабном выбросе хлоридов в реку Толочь, приток Камы. С тех пор никаких мер принято не было. Выбросы отходов произошли вблизи от водозабора для питьевой воды и места нереста осетровых», — рассказал сотрудник аналитической лаборатории «Центр экологического контроля» Ярослав Князев.

 

Заключения экспертов были направлены в Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю.

Кама – левый и самый крупный приток Волги, ее длина 1805 км. Именно здесь, в Каме, водятся редкие виды рыб: осетровые, стерлядь, лосось, осетр, лещ, сазан, карась, судак, щука, налим, сом, хариус и другие. В Каму запущена радужная форель, здесь же – преднерестовая зона для редкого вида лососевых – белуги. Это редкий, вымирающий вид, который находится под охраной государства. По мнению экологов, после столь массового загрязнения Камы нерест белуги в этих местах прекратится. «Опасно и то, что выброс произошел в месте водозабора для питьевой воды. Сейчас предельно допустимый коэффициент в месте водозабора превышен более, чем в 10 раз. Зона загрязнения протянулась на десятки километров. Воду из этого участка водозабора потребляют более 40-а миллионов человек. Как скажется употребление загрязненной воды на их состоянии – сказать трудно», — заявил «НИ» эксперт общественной организации «Зеленый патруль» Дмитрий Левашов.

Общественные и экологические организации давно поднимают вопрос о загрязнении Волжско-Камского бассейна промышленными предприятиями. Во время одной из «прямых линий» с президентом 14 апреля 2019 года представитель Астрахани обратился к В.Путину с просьбой отрегулировать систему гидросооружений на Волго-Камском бассейне. Выслушав мнение эколога, Путин согласился, что существует проблема загрязнения русла рек и поставил задачу очистить водоемы. «Эти вопросы требуют особого внимания со стороны региональных и федеральных властей», — заявил президент. В Волгограде было даже проведено специальное совещание по проблеме сохранения Волжско-Камского бассейна с его участием.

Совещания прошли, задачи поставлены, проблемы остались…

 

 

 

Место сброса химических отходов в Каму Березниковским содовым заводом.

Кто же сбрасывает токсичные хлориды в места водозабора питьевой воды и нереста осетровых? Шламонакопитель, из которого идет сброс отходов химического производства в Каму, принадлежит Березниковскому содовому заводу. Он в свою очередь входит в АО «Башкирский содовый завод». Вы удивитесь, но эта коммерческая структура недавно обратилась к главе Приморского края Дмитрию Махонину с предложением… поддержать реализацию экологической программы, которая рассчитана на 10 лет. Топ-менеджеры Березниковского содового завода хотят вложить в этот проект свыше 12 миллиардов рублей, пишет properm.ru. Самое удивительное, что администрация региона поддерживает это прожект вместо того, чтобы здесь и сейчас ликвидировать экологическое преступление.

 

Виновник экологической катастрофы на Каме — АО «БСЗ» — вину не признает и собирается реконструировать резервуар для токсичных отходов через 10 лет.

Ситуация странная, парадоксальная и в чем-то даже комичная. «Когда мы спрашиваем у представителей БСЗ: «Что это за труба, что из нее льется?» — нам говорят в ответ: «А это не мы, это подземные воды. Но факты – вещь упрямая: лабораторные гидрологические исследования показывают, что вода загрязнена хлоридами из шламонакопителя. Официальных комментариев никто из руководства содового завода не дает, только строят глобальные проекты», — поясняет эксперт общественной организации «Зеленый патруль» Дмитрий Левашов.

Стоило немалых трудов получить хоть какой-то комментарий к происходящему генерального директора АО «Башкирская содовая компания» и генерального директора АО «Березниковский содовый завод» Эдуарда Давыдова. По его словам, вся проблема – не удивляйтесь! — в природоохранном законодательстве, которое вступило в силу 1 января 2007 года. В эти жесткие рамки АО БСК и Березниковский Содовый завод не вписались. «Березняковскому содовому заводу 140 лет, действующий шламонакопитель был введен в эксплуатацию в 1970 году, то есть ему в этом году исполняется 50 лет.В то время природоохранные нормы были совершенно иными. Новый Водный Кодекс, принятый в 2007 году, не предусматривает размещения таких объектов вблизи Камы, — признается генеральный директор АО БСЗ Эдуард Давыдов.- Березниковский содовый завод оказался заложником новых законодательных инициатив, ужесточения законодательства в области природопользования. Это все правильно, но нам надо реагировать. И вот мы приняли решение к 2030 году полностью рекультивировать шламонакопитель. Мы построим установку, в которой будем отфильтровывать твердую часть. Эту твердую часть мы будем направлять на укрепление дорог. Осветленную часть мы будем выпаривать с получением соли для сырья и антигололедного реагента», — заявил Эдуард Давыдов.

Планы, конечно, смелые. Но возникает логичный вопрос: почему на устранение токсичного шламонакопителя, засоряющего реку, должно уйти столько времени? Ведь за 10 лет, которые г-н Давыдов отводит на рекультивацию шламонакопителя, скорее всего исчезнут из-за загрязнения все редкие виды рыб, мы лишимся единственного в России места нереста осетровых, белуги. А засоренные места забора питьевой воды превратят жителей Пермского края в больных людей. И сама река станет полностью непригодной для забора питьевой воды. Насколько изменится природа здешних мест из-за спуска в Каму хлоридов, представить можно, но не хочется.

Очень странно, что вся эта ситуация складывается при упорном молчании многочисленных федеральных структур, в ведении которых находится Камское водохранилище. «Начнем с того, что Камское водохранилище находится в федеральной собственности. Его мониторинг проводит региональное министерство экологии Пермского края, а также Управление Росприроднадзора по Пермскому краю. Но, как говорится, у семи нянек дитя без глазу», — считает эксперт общественной организации «Зеленый патруль» Дмитрий Левашов.

За состояние Камы отвечает также Камское бассейновое водное управление – территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов. В его функции входит , в частности, водоохранная деятельность – разработка и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов, государственный мониторинг водных объектов.

Но все эти структуры, начиная с июля месяца, молчаливо наблюдают за тем, как Каму систематически загрязняет АО «Башкирская содовая компания» и Березниковский содовый завод. Многочисленные совещания и распоряжения президента по поводу охраны Камско-Волжского бассейна так и остались, увы, благими пожеланиями. АО Башкирская содовая компания продолжает засорять Каму, одновременно строя прожекты на грядущее 10-и летие и выпрашивая у региональных властей миллиарды на «экологически нужды».

Однако, последние новости из Пермского края обнадеживают. Управление Росприроднадзора по Пермскому краю и Березниковская межрайонная природоохранная прокуратура начали расследование по фактам сброса отходов химического производства шламонакопителя Березниковского содового завода в Каму. После оценки объемов ущерба виновных в экологическом преступлении ждут штрафные санкции. Так что пока содовому заводу, который ждет выделения федеральных миллиардов, видимо, придется потратиться.

Источник: newsland.com

Смотрите также

С 7 мая 2024 года – новые правила назначения медикам выплат за выявление онкозаболеваний | ГАРАНТ.РУ

© kanate / Фотобанк Фотодженика Минздрав утвердил новый порядок расчета и назначения стимулирующих выплат медработникам …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *