Главная / Государство / Почему Россия поддержала нарушившего конституцию президента Токаева
Контур – экосистема продуктов для бизнеса

Почему Россия поддержала нарушившего конституцию президента Токаева

Почему Россия поддержала нарушившего конституцию президента Токаева

Во внешней политике Путин больше похож на прагматичного Николая I, чем на романтичного Александра I

После того, как в Казахстан по просьбе президента Токаева был послан ограниченный миротворческий контингент ОДКБ, в основном состоящий из российских десантников, многие эксперты сразу вспомнили, что не в первый раз в своей истории Россия посылает войска для усмирения волнений. Про Священный Союз даже вспомнили — организацию, созданную в 1815 году после наполеоновских войн Россией, Пруссией и Австрией для защиты монархий Европы. «МК» поговорил с политологом Алексеем Макаркиным о том, насколько действия России в 21 веке напоминают действия Российской империи в 19 веке, и о том, к каким последствиям они могут привести.

— Российская империя в 19 веке неоднократно посылала свои войска в Европу…  Действительно вроде бы похоже — там был Священный Союз, тут — ОДКБ… А главную роль и там, и там играла Россия.

—   Проводить аналогии именно со Священным Союзом было бы рискованно, хотя кое-что общее, конечно, есть. Дело в том, что Священный союз (к нему примкнули почти все монархии континентальной Европы, кроме Турции и Ватикана — «МК».) был основан на принципе очень жесткого легитимизма, что означает: насильственное свержение правящего монарха не допустимо, и действия, противоречащие законодательству данной страны, тоже. Руководствуясь этим принципом, российский император Александр Первый, главный инициатор создания Священного союза, в 1821 году не помог борющимся за независимость от Турции греческим повстанцам, потому что его величество султан Османской империи был законным монархом. И хотя Александра всячески призывали проявить солидарность с христианами, он не пошел на это, потому что для него легитимизм был выше идеи христианской идентичности. Только после смерти Александра Первого император Николай Первый начал войну с Османской империей под лозунгом защиты единоверцев, при этом имея в виду определенные геополитические планы, и в результате в 1832 году Греция стала независимой.

Посмотрим, как ведет себя современная Россия. Совсем не похожа на Священный союз, например, история 2010 года в Киргизии (член ОДКБ — «МК».). Курманбек Бакиев был вполне легитимным президентом, его свергает оппозиция, и что делает Россия? Тут же признает эту оппозицию. На постсоветском пространстве если кто тогда и был адептом строго легитимистского подхода, характерного для Священного Союза, то Александр Георгиевич Лукашенко (Белоруссия — член ОДКБ, — «МК».): он сначала поддержал Бакиева, потом пригрел его у себя, и вообще очень неохотно согласился признать приход к власти новых сил. Почему же Россия была совсем не против, можно сказать, революционеров? Потому что у законного президента Бакиева был грех: он обещал убрать американскую военную базу с территории Киргизии, но не убрал, а лишь переименовал ее и посчитал, что он самый умный — и базы нет, и американцы остались… А новые власти, пришедшие после революции, и избранный в 2011 году президент Алмазбек Атамбаев обещали убрать американцев из Киргизии, — и убрали.

—   Но военную помощь Киргизии Россия тогда не оказала, хотя эти новые власти поначалу в ОДКБ тоже обращалась…

 

—   Да, не оказала. Но это связано было в первую очередь с тем, что против был Лукашенко, потому что просили о помощи именно новые власти.

— С 2010 года много воды утекло. Сейчас, говорят многие наблюдатели, мы видим радикально другую ситуацию, переход политики России в новое качество.

— Ситуация, конечно, развивается, но при сохранении того же самого вектора.

— А вектор у нас «главное, чтобы не американцы»?

— Да, главное, чтобы не американцы.

— Но применительно к Казахстану говорят скорее о британских или китайских экономических интересах. Не американских. «Главное, не Запад», получается?

— Не всё носит характер прямого столкновения России и Америки. Кстати, сейчас в случае с Казахстаном Америка пока отстраняется от этой темы — типа «ребята, разбирайтесь сами»…

Есть и более свежие примеры, которые показывают, что контрреволюционный легализм в российской политике — далеко не единственный принцип. С одной стороны, прошло уже много лет, на Украине поочередно избрали двух президентов — сначала Петра Порошенко, потом Владимира Зеленского, но руководство РФ продолжает говорить о государственном перевороте и некой нелегитимности нынешней украинской власти, потому что в 2014 году при отстранении президента Януковича был нарушен Закон и он был вынужден покинуть свой пост под угрозой силы. Тут формально Россия вроде бы действует как Священный союз: мол, все процедуры должны соблюдаться до запятой, а если нет — мы этого не признаем… Но в Казахстане-то пожизненным председателем Совета нацбезопасности являлся Нурсултан Назарбаев. Елбасы, «лидер нации». (Особый статус Назарбаева был закреплен конституционным законом «О первом президенте Республики Казахстан — Елбасы» и законом «О Совете безопасности Республики Казахстан». — «МК».) И вот 5 января выступает президент Токаев и говорит, что теперь он председатель Совета Безопасности. И что делает Россия? Звонит ему и говорит, что вы, мол, уважаемый, не имеете права, это не легитимно? Нет, ничего подобного Россия не делает. Она признает и поддерживает президента Токаева и делает на него ставку.

 

Так что политика современной России больше напоминает не Священный союз времен Александра Первого, а внешнюю политику Николая Первого, который действовал не сообразно романтичному принципу, а прагматично, и мог, как мы уже говорили, воевать со вполне легитимным султаном, помогая греческим повстанцам. Ещё один характерный пример: к свержению династии Бурбонов во Франции в результате революции 1830 года Николай Первый отнесся очень негативно, нового короля, Луи-Филиппа, хотя он тоже был родственником Бурбонов, считал узурпатором, потому что тот сел на престол в результате революции. Но признал и прагматично выстраивал отношения, когда Луи-Филипп отказался от активной политики на европейском континенте и не стал оказывать помощь полякам, которые тоже устроили революцию вслед за французами. Потому что для Николая было тогда важнее всего замирить и контролировать Польшу.

— Но подавлять революцию в Венгрии в 1848 году Россия при Николае Первом войска все же послала.

— После свержения французского короля Луи Филиппа в 1848 году поляки опять возбудились, а тут ещё национально-освободительная революция в Венгрии, которая тогда находилась в составе Австрийской империи. И русскому царю нужно было не только помочь совсем молодому тогда австрийскому императору Францу-Иосифу, но и задавить революционное движение, которое из Венгрии могло перекинуться на Польшу. То есть Россия делала все, чтобы зараза не перекинулась на Польшу, а оттуда на Петербург — такой был у нее интерес.

— Вы считаете, что происходящее с Казахстаном похоже на эту историю?

— Конечно. И хотя многими нашими наблюдателями сейчас вообще всё воспринимается только через призму отношений с Америкой, в Казахстане очевидно желание не допустить эффекта домино в условиях присутствия рядом Афганистана, где у власти находятся талибы ( признаны террористическими и запрещены в России). Россия поначалу пыталась с ними наладить отношения, но не очень получилось, как мы видим.

— Насколько адекватно ситуации заявление лидера фракции «Единая Россия» в Госдуме Владимира Васильева, который сказал, что смутьяны в Казахстане — это исламистские террористы из Афганистана?

— Сейчас Талибан, кстати, подчеркивает свою сдержанность по отношению к происходящему в Казахстане, они хотя и радикалы и террористы, но не сумасшедшие. Почему Васильев сказал про Афганистан? Дело в том, что кроме талибов, в Афганистане есть ИГИЛ, тоже запрещенный в России и террористический. И из Казахстана в свое время довольно много людей ушло к ИГИЛу, кто-то из них был в Сирии, кто-то в Афганистане. Наверное, есть опасения, что среди людей, которые участвовали в погромах, могут быть симпатизанты и ИГИЛа, и талибов — радикалы, вернувшиеся домой, в свои семьи, где тихонечко жили до последнего момента…

— Но вроде говорят, что лозунгов исламских на улицах казахских городов не слышно.

— «Аллах акбар» там слышали, и это звоночек, сигнал, что часть повстанцев может быть исламистами. И сейчас Россия решила сделать ставку на избранного легитимно лидера, который показал, что может руководить и является более дееспособным, хотя он и явно Конституцию нарушил, сместив Назарбаева. Кстати, где сейчас Назарбаев, вообще не понятно.

— Но если опять вспомнить 19 век и Николая Первого, помощь, оказанная им австрийскому императору в подавлении венгерского восстания, не вернулась сторицей…

— Да, через несколько лет, когда надо было воевать с тем же султаном, а султана поддержали Англия, Франция и Сардинии и началась Крымская война, Николай обратился к Францу Иосифу, а тот не только не стал помогать, но и продемонстрировал явное недружелюбие. Потому что у всех есть свои интересы. И у Токаева тоже. Он опытнейший дипломат, к ранее был замгенсеком ООН и министром иностранных дел, и понимает, что сейчас ему нужна Россия не только для того, чтобы подавить восстание и покончить с радикалами, потому что люди с оружием там есть, и есть реальное вооруженное противостояние, никакая это не имитация. Токаеву нужен дополнительный силовой ресурс для выстраивания отношений с казахской элитой, потому что Комитет Нацбезопасности был до последних дней полностью под контролем Назарбаева, не ясная ситуация и в армии, где все генералы обязаны своими звёздами Назарбаеву…

—   Но войска ОДКБ (российские войска) уже в Казахстане, и уйдут ли оттуда — большой вопрос.

— Чтобы продлить присутствие контингента ОДКБ, надо будет получить согласие всех членов ОДКБ. Конечно, это кажется простой формальностью, но посмотрите, как долго пришлось уговаривать Киргизию, чтобы она согласилась послать своих военных в Казахстан, и как явно непросто выстраивались отношения с Арменией, с Пашиняном (Никол, президент Армении и нынешний председатель ОДКБ — «МК».), которого сейчас все ругают…

И посмотрите, что говорит сейчас генсек ОДКБ Станислав Зась, белорусский деятель: миссия будет краткосрочной, может быть дни, может быть недели. Да, в России уже звучат предложения (правда, не от правительства) остаться в Казахстане навсегда, создать там военные базы, установить протекторат… Но все сложнее, чем кажется. И президент Казахстана, явно сейчас благодарный России, дальше будет исходить из собственных интересов, которые состоят в том, чтобы Казахстан был независимым государством, а он — реальным президентом реально независимого Казахстана, а не управляющим неким протекторатом.

Источник: newsland.com

Смотрите также

Правительство РФ поддержало идею увеличить срок лишения свободы за диверсию до 35 лет | ГАРАНТ.РУ

© gearstd / Фотобанк Фотодженика Изменения в Уголовный Кодекс, ужесточающие ответственность за диверсии, предлагают внести …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *