Главная / Государство / «Сидячий» Протасевич дорого обойдется всем белорусам
Контур – экосистема продуктов для бизнеса

«Сидячий» Протасевич дорого обойдется всем белорусам

«Сидячий» Протасевич дорого обойдется всем белорусам

Против «режима Лукашенко» готовятся ввести экономические санкции. Авиатрафика его уже практически лишили, вызвав при этом панику у простых граждан.

Третьи сутки в белорусских Телеграм-чатах царит паника. После истории с принудительной посадкой самолета ради ареста оппозиционного журналиста Романа Протасевича, европейские страны и Украина закрыли авиасообщение с Белоруссией. Многие также запретили своим самолетам вообще заходить в ее воздушное пространство, некоторые — отказались принимать лайнеры, пролетевшие над Белоруссией.

Но для множества белорусов закрытие авиасообщения означает, что вырваться из страны они уже не смогут — разве что в РФ, куда многие не полетят принципиально. Дело в том, что с 21 декабря 2020 года для белорусов выезд из страны наземным транспортом просто запрещен. Таково распоряжение Александра Лукашенко — якобы в рамках борьбы с пандемией Covid-19.

Объяснение, конечно, бестолковое, тем более въезд в страну не закрывался, вылет самолетом — тоже, а вот для граждан Белоруссии и иностранцев с видом на жительство — выезд запрещен. С тех пор выехать по земле из республики могут только профессиональные перевозчики, раз в полгода — люди, работающие за рубежом по контракту, граждане, имеющие там вид на жительство, а также те, кто едет на учебу или лечение. Ну или хоронить родственников. Хоронить тоже можно раз в полгода, не чаще.

Бунтовать против запрета на выезд белорусы тогда не стали. Во-первых, волну массовых протестов к тому времени как раз окончательно подавили. Во-вторых, кто хотел бежать из страны — к тому времени уже бежал. Остальные действовали спокойно: продавали квартиры, отправляли вещи наземным транспортом в Варшаву или Киев, после чего сами покидали страну на самолете. И вот теперь, после истории с Протасевичем, ловушка захлопнулась. Украина закрыла воздушное сообщение с Белоруссией в полночь 26 мая, и днем 25-го стоимость авиабилетов Минск — Киев доходила до $750, по другим направлениям также был ажиотаж. Люди были в ужасе, ведь у многих билеты уже куплены, кто-то уже вещи с перевозчиками отправил в «незалежную», сам вылетать готовился, кто-то родителей ждал, кто-то — детей. Для желающих теперь доступен только сложный и дорогой авиамаршрут: Минск — Стамбул — Варшава/Киев (ну или что-то подобное).

Теперь вновь, как и осенью 2020-го, в чатах расспрашивают — кому и сколько заплатить, чтобы пересечь белорусскую границу нелегально, мимо пограничников, лосиными тропами, через чернобыльскую зону и т. п. Однако отказываются помочь даже контрабандисты — на белорусских границах уже много месяцев действует усиленный режим охраны.

«У меня муж в Киеве с октября, когда против него открыли уголовку за участие в протестах. Я с детьми еще в Могилеве, — рассказала „Росбалту“ одна из белорусок. — Мы решили, что часть вещей распродадим, часть с собой на машине возьмем, квартиру сдадим, и я с детьми к нему приеду. Но с декабря на машине нас уже не выпускали. Мы подождали и отправили вещи в Киев с перевозчиками. Сами купили билет на самолет на 30 мая. Теперь не знаем, что делать».

Штраф за воздушный терроризм

Принудительная посадка самолета Ryanair с задержанием главреда Телеграм-канала «Беларусь головного мозга» Романа Протасевича грозит Белоруссии окончательной международной изоляцией. До сих пор Лукашенко за жесткое подавление протестов и фальсификацию выборов Запад наказывал разве что «решительным осуждением», «глубокой озабоченностью» и смехотворными санкциями в виде запретов чиновникам на въезд в Европу. Но теперь действия Лукашенко напрямую затронули граждан ЕС, и санкции могут стать более реальными. Страны Евросоюза в большинстве своем уже запретили на полеты для «Белавиа», а также своим авиакомпаниям пролет над территорией Белоруссии. Но больше всего пострадает авиасообщение между Москвой и Киевом — с 2015 года оно шло через Минск, причем в таких объемах, что только на этих перевозках «Белавиа» удвоила свою прибыль. Теперь белорусы шутят, что в полночь 26 мая самолеты «Белавиа» превратились в тыквы.

Украинский аэропорт «Киев» (Жуляны), по оценкам его руководства, лишится из-за отмены трафика через Белоруссию до 10% доходов. Киевский «Борисполь» потерял столько же в декабре — до запрета на выезд из страны белорусы охотно летали через «Борисполь» в разные страны мира рейсами авиаперевозчиков-лоукостеров (в Белоруссии они были запрещены). Однако в целом Украина сейчас выиграет за счет того, что многие рейсы теперь направляются в обход белорусского воздушного пространства через украинское.

После того, как авиаперевозчиков Европейского Союза призвали отказаться от полетов над территорией Белоруссии, над ней практически пропали самолеты. Это можно увидеть с помощью сервиса Flightradar24, который отслеживает движение воздушных судов по всему миру. «Белаэронавигация» в последние годы до пандемии могла зарабатывать до $50-70 млн ежегодно, предоставляя диспетчерское обслуживание зарубежным авиакомпаниям, в том числе по самолетам, которые следуют транзитом. Теперь этих денег тоже не будет

Кроме Евросоюза свои меры в отношении Белоруссии может принять Международная организация гражданской авиации (ICAO). Еще вечером 23 мая ее представитель заявил, что принудительная посадка самолета Ryanair в Минске может противоречить Чикагской конвенции — основополагающему международному договору о работе гражданской авиации.

Теперь обсуждаются прочие санкции. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен уже заявила, что для Белоруссии готов инвестиционный и экономический пакет помощи на сумму 3 млрд евро, но его страна получит только тогда, когда станет демократической.

Британский парламентарий Том Тугендхат призвал к остановке транзита российского газа через Белоруссию. Он задал вопрос министру иностранных дел Великобритании Доминику Раабе: не пойдет ли он дальше ограничения полетов и готов ли призвать к остановке газопровода «Северный поток — 2» и трубопровода «Ямал — Европа». По мнению парламентария, именно оттуда поступают деньги, которые поддерживают режим Александра Лукашенко. Министр иностранных дел Великобритании заявил, что рассмотрит это предложение и проконсультируется с партнерами по этому поводу. Вполне вероятно, что ЕС в скором времени последует примеру Соединенного Королевства.

Неожиданно рьяно взялась вводить санкции Молдавия — она объявила, что запрещает экспорт с белорусских госпредприятий. Нацбанк Молдовы разослал всем фирмам, которые работают с Белоруссией письмо о приостановке всех банковских операций с 3 июня. Такое же решение опубликовано на сайте ProCredit Bank Молдовы. В документе сказано о введении запрета (санкций) на экспорт продукции белорусских госпредприятий: «Белнефтехим», «Гродно Азот», «Белшина», «Гроднохимволокно», «Лакокраска», «Нафтан» и «Полоцкстекловолокно».

Утром 26 мая, когда скандал с задержанием Романа Протасевича уже повлек весьма ощутимые последствия для официального Минска, Александр Лукашенко заявил, что в случае с посадкой самолета авиакомпании Ryanair в Минске он действовал законно, «защищая людей по всем международным правилам». Лукашенко утверждает, что принуждение лайнера к посадке истребителем МиГ-29 является «абсолютной ложью».

«Сообщение о минировании самолета поступило из Швейцарии. Самолет развернули возле БелАЭС. А если бы вдруг системы безопасности АЭС были переведены в режим полной боевой готовности?» — спросил он у своего микрофона. По словам начальника Белоруссии, экипаж советовался с хозяевами самолета и аэропортом в Вильнюсе, но принял решение приземлиться в Минске. «Маневр с разворотом выглядит нелогично (до Вильнюса было 70 км), но вопрос: почему другие аэропорты не приняли самолет?» — добавил Лукашенко.

Конечно, вряд ли его оправдания будут услышаны: наверняка в адрес официального Минска прозвучит еще много неприятных высказываний и даже совершатся еще какие-то действия. Например, закроют въезд еще десятку белорусских чиновников, даже, может, двум десяткам. Это неприятно. Но при этом белорусские калийные удобрения как покупали Китай, Индия, Бразилия, так и будут покупать. Грузовой транзит через Белоруссию по маршрутам восток-запад, север-юг — как шел, так и будет идти. Продукцией белорусских НПЗ из российской нефти Европа и Украина как затаривались, так и будут затариваться. Так можно ли сказать, что теперь для режима Лукашенко что-то принципиально изменится? Пожалуй, что нет.

 

Источник: newsland.com

Смотрите также

Право на увольнение со службы могут получить ставшие многодетными отцами мобилизованные | ГАРАНТ.РУ

© ababaka / Фотобанк Фотодженика Перечень оснований увольнения с военной службы предлагается расширить. В Госдуму …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *